Вести. Общестенно-политическая газета Большеулуйского района

Воскресение, 18 Ноября 2018 10:36:35 +0300
  Новости   |   Политика   |   Территория    |   Объявления   |   конкурс   |   Праздник   |   Правосудие   |   Спорт   |   Общество   |   Реклама   |   Актуально   |   Акция   |   Культура   |   Резонанс

Сближая с прошлым настоящее

История Новоеловской Крестовоздвиженской церкви – большая веха в изучении местного краеведения


Автор: Администратор   |   07 Августа 2018

В то далёкое время, более 120 лет назад, Большеулуйская волость Ачинского уезда была малонаселённой. Вдоль правого берега Чулыма располагались чалдонские поселения: Большой Улуй, Красновка, Симоново, Секретарка и другие. 

После проведения в 1893 году статистических исследований на территории Большеулуйской волости были созданы первые переселенческие запасные участки. Среди них — Турецкий, Еловый, Стрелочный, Листвянка. 1897 год считается годом образования Новой Еловки, отсчётом летописи села.

На участок Еловый прибыли переселенцы из Гродненской губернии, Волковыского уезда, в частности, из деревень Барановичи — семьи Зюзя, Шарковского, а из Новосады — несколько семей Кардаш. Обживать участок Еловый прибыли из других губерний Российской империи: Орловской, Могилёвской, Витебской. Селились и строились, отделяясь друг от друга. И по сей день Новая Еловка условно разделяется на эти стороны (Гродня и Орловка).

Через несколько лет задумались новоеловцы всем миром: необходим в деревне храм Божий. Построили первую церковь, да как-то неудачно, вскоре она сгорела дотла. Не отступились люди от задуманного, начали вторично.

В каждом городе, селе можно узнать об исчезнувшем, к сожалению, историческом памятнике. В нашем селе таким памятником стала церковь. Многие жители района и молодое поколение села уже не помнят, что такое архитектурное строение когда-то красовалось на центральной площади нашего села.

Издавна церкви с колокольнями, часовнями украшали русскую землю! И когда крестьяне во второй половине XIX века начали осваивать здешние места, они не забывали о духовном наследии своих предков. Даже ещё не совсем хорошо обустроив свои дома, крестьяне Новой Еловки, Александровки и Листвянки стали собирать деньги на строительство церкви.

Первая церковь здесь была построена в 1907 году на средства, собранные писарем у населения Новой Еловки, Листвянки и Александровки.

Назвали её Крестовоздвиженской в честь осеннего христианского праздника Воздвижения, во время которого и воздвигались часовни и кресты. Спустя два года, в 1909 году, церковь сгорела. До строительства нового здания действовал молитвенный дом, удовлетворяющий духовные запросы крестьян. Строительство новой церкви началось лишь в 1915 году, об этом свидетельствует следующий документ, в котором говорилось, что:

«22.05.1915 г. Заведующему Северо-Ачинского подрайона.

Предпровождая Вам для ознакомления переписку по постройке Ново-Еловской церкви с проектом и сметой, прошу поминовании надобности возвратить переписку в дорожно-строительный отдел, а проект и смету передать причту Ново-Еловской церкви. Вместе с сим Вам переводится 2000 рублей на постройку в с. Ново-Еловка той же волости Ачинского уезда, из кредита Переселенческого Управления в 5000 рублей, а за вычетом 6% удержаний на технический надзор — 4 700 рублей. Свыше указанной суммы никаких ассигнований боле не последует».
Строили церковь всем миром, строевой лес поставлял один из жителей деревни Александровка. Вся жизнь новоеловских, турецких и александровских крестьян отныне была тесно связана с нею: рождение детей, крещение, венчание, отпевание. Именно в церковных книгах, документах, сохранившихся в архивах можно найти имена жителей и проследить по важным событиям их жизнь.
Например, известно, что в семье крестьянина Иоана Фёдоровича Крутых и законной его жены Анастасии Фёдоровны, оба православного вероисповедания, в 1916 году родился сын Василий, а у крестьянина Сергея Ефремовича Минова и законной жены его Вассы Михайловны в этом же году родился сын Дмитрий. Фамилии Крутых и Миновых до сих пор сохранились в Новой Еловке, их род продолжается.
Выстроенная церковь, стоящая в центре села, была неземной красоты. Издалека были видны её кресты. Освящал церковь Енисейский владыка. В престольные праздники прибывало много людей на богомолье.
Нельзя не вспомнить и о том, что первые школы в Новой Еловке и Листвянке были церковно-приходскими. В них, помимо церковного обучения давали и начальное общее образование. Для крестьянских детей это было прекрасной возможностью получить знания об окружающем их мире. Известно, что в 1916 году в церковно-приходских школах деревень Александровки и Листвянки обучалось вместе до 70 человек.
Летели годы, менялись времена. Испепеляющим огнём прошлись по России мировая, а затем и Гражданская войны. Пронёсся по Сибири огненный вихрь: пожёг много деревень, обагрил причулымскую землю русской кровью, не обошёл стороной и Новую Еловку — более 30 жизней унёс с собой. Плакала Крестовоздвиженская церковь слезами Божьими. Люди с каждым годом всё больше отворачивали лик от храма и Бога. В 1924 году варнаки-безбожники содрали с храма колокол. Новоявленная власть не питала особой симпатии к религии: закрывала храмы, совершала надругательства и кощунства над святыней, люто ненавидела служителей культа, поскорей старалась избавиться от них расстрелами.
В начале 1938 года Новоеловская Крестовоздвиженская церковь по распоряжению вышестоящих властей была закрыта. Долго ещё жители помнили церковь и радостные церковные, христианские праздники. Вот одно из воспоминаний жительницы села, основательницы Новоеловского школьного музея, почётного жителя Большеулуйского района Клавдии Ивановны Крутых:
— Когда мне было 6–7 лет (1932–1933 год, авт.), я носила молоко деревенскому попу. Поповский дом стоял рядом с церковью, около дома росло много цветов. А вокруг церкви росли деревья, рядом с церковью находилась могила, где была похоронена дочь предыдущего попа. В дни церковных праздников приезжали люди из Турецка, Александровки, в пасхальные дни на церковной площадке играли в лапту и дети, и взрослые…
Дошли до нас имена священников, в разное время служивших в Крестовоздвиженской церкви. В 1914 году священником был Стефан Абрамович, а в 1915 году, в здании новой церкви, священник Владимир Фокин, прибывший в новое построенное здание церкви после пожара. Он был ревностным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, почему и пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех его знавших. 24 января 1919 года он был схвачен красными партизанами из отряда Щетинкина и расстрелян в полутора километрах от деревни Лодочная, куда приехал для производства следствия по бракоразводному делу. На его теле, закопанном в снегу, кроме огнестрельной раны, оказались три штыковых.
Ввиду того, что эти места были захвачены большевиками, тело священника тайно вывезено ночью из Новой Еловки и перевезено в г. Ачинск, который в это время был занят войсками Белой армии, где 25 января и было совершено отпевание. Отец Владимир был погребён у Казанского храма в Ачинске. В его погребении участвовало почти всё население города.
По одним источникам последний батюшка — священнослужитель Иван Яковлевич Царюк. 7 июня 1913 года определён псаломщиком к Крестовоздвиженской церкви села Ново-Еловского Ачинского уезда. В 1919 году рукоположен во диакона, с оставлением на занимаемом месте псаломщика. Служил здесь и в октябре 1924 года, проживал в приходской деревне Листвянке с женой Харитиной (Христиной?) Григорьевной (1900 г. р.). В этом же году был лишён избирательных прав как служитель религиозного культа и выслан за пределы Ачинского района. Расстрелян 2 января 1938 года в Минусинске органами НКВД. По другим источникам  последним священником в истории Новоеловской церкви был отец Николай, отец Николая Николаевича Иванова (воспоминания Клавдии Ивановны Крутых).
Крестовоздвиженскую церковь в Новой Еловке Енисейской духовной консистории закрыли в 1937–38 гг. Ох плакал народ, особенно старушки, когда церковь закрывали, а что скажешь? Тогда не только говорить нельзя было, но и думать об этом запрещалось. Человек мог быстро оказаться врагом народа по чьему-либо доносу.
В это сейчас трудно поверить, но в те годы хотели снести даже Московский храм Василия Блаженного, чтобы сделать Красную площадь просторнее. В конце концов, чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое. Не сломали. И сейчас трудно представить Красную площадь без этого прекрасного, величественного памятника культуры и истории. А нашу церковь не сберегли. Конечно, она не была ценным архитектурным сооружением, здание было деревянным, но из тёплых, долговечных лиственничных брёвен. В нём не было фресок, но их место занимали иконы, а простые бревенчатые стены создавали ощущения домашнего покоя. Иконы — творения церковных художников были простонародны, бесхитростны по композиции, ярки по своим краскам.
В дальнейшем церковь приспособили под зерносклад, было устроено колхозное зернохранилище. С началом ВОВ в здании церкви размещались ремонтные 
мастерские — МТС (СХТ). Большие иконы служили чурбаками — подставками под моторы. Иконы выбрасывали и уничтожали, женщины плакали и старались спасти, что можно, некоторые жители взяли небольшие иконки к себе домой на сохранение, и — молчок. В 50-е годы было построено новое здание МТС (СХТ), а в здании церкви открыли клуб. На месте алтаря богоборческие власти устроили танцпол.
И вновь в праздники потянулись сюда люди, только не было уже прежнего покоя, праздничного перезвона колоколов. А когда было построено новое здание клуба, в 1987 году, бывшую церковь, перенёсшую многое и потемневшую от времени, снесли.
Все эти годы бескорыстные жители села, верующие люди хранили церковные образа, а затем принесли их в дар школьному музею, сохраняющему культуру народа.
Но наш мир полон и людей с «чёрным сердцем», не один раз покушались на эти ценности, большая часть из которых была похищена. Но несколько из них сохранились и по сей день, создавая неповторимую атмосферу тепла и света.
А на том месте, где стояла церковь, ничего не построено. Лишь осталось основание фундамента из сложенных кирпичей, как бы взывая людей одуматься, но люди не замечают этого. Да ходит слух среди населения и гостей села, что настоящий ДК стоит на могиле дочери попа.
Сейчас много верующих людей, которые ездят в районный центр или в соседний город Ачинск для того, чтобы окрестить детей, причаститься, повенчаться, поставить свечку за здравие или упокой, заказать молебен отпевания или просто помолиться. И только сейчас понимаешь, что потеряло село, что потеряли наши родные. И, как никогда, понимаешь, как ценно то, что оставляют нам предки…
Наталья БОНДАРЕНКО,
заведующая Новоеловским школьным музеем Боевой и трудовой Славы им. героя Советского Союза П. С. Волкова.


 КОММЕНТАРИИ: (1)

Сергей Прокопьев Чет., 16 Авг. 2018 17:45:00 +0300
Русь, храни веру православную!


 ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:


-а___зи'_ Adobe Flash Player

 НОВОСТИ
 ФОТОРЕПОРТАЖИ

 ОПРОС





Просмотреть все опросы
 ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пн., 12 Ноя. 2018 12:31:10 +0300
Зинаида добавил(а) комментарий к статье: Если хочешь быть здоров – постарайся!
Сб., 03 Ноя. 2018 09:21:37 +0300
читатель добавил(а) комментарий к статье: Коровы у дома
Пн., 29 Окт. 2018 10:44:43 +0300
Наталья Семеновна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Сб., 27 Окт. 2018 08:51:57 +0300
Инна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Пт., 26 Окт. 2018 10:54:43 +0300
Родительница добавил(а) комментарий к статье: Час обеда подошёл, сели школьники за стол


Наверх | На главную
Вести. Общественно-политическая газета Большеулуйского района