Вести. Общестенно-политическая газета Большеулуйского района

Среда, 21 Ноября 2018 21:43:57 +0300
  Новости   |   Политика   |   Территория    |   Объявления   |   конкурс   |   Праздник   |   Правосудие   |   Спорт   |   Общество   |   Реклама   |   Актуально   |   Акция   |   Культура   |   Резонанс

Казаки. Кто они?

Понятие казак означает: человек без прочной оседлости, рыщущий по белу свету. Сразу оговорюсь: не надо, да и неправильно приравнивать казаков к лицам без определённого места жительства. Это две абсолютно разные и несравнимые категории людей.


Автор: Администратор   |   22 Мая 2018    |   Рубрика: Общество

Казаки, как мы знаем из истории, по своему духу и характеру всегда отличались преданностью государю и местным начальникам. И в случае необходимости грудью вставали на защиту их интересов, ни на минуту не задумываясь о последствиях. Их посылали туда, где требовалась сила, стойкость, мужество. Они являлись не только надёжной опорой для царя и местных управителей, но и многие выступали в роли первопроходцев при завоевании Сибири, приращении земли русской в других опасных местах.

Завоёванные территории в Сибири обозначались возведением укреплений, охраняемых вооружёнными группами казаков. Постепенно, с разрешения государя, вблизи караулов строились казацкие поселения, впоследствии переименованные в станицы, деревни и сёла. Енисейские казаки разделялись на служащих и станичных. Первые объединились в пятисотенный полк под командованием атамана, сотников и хорунжих. Вторые, в основном, располагались в поселениях. Немало казаков проживало в деревнях. Они даже одевались своеобразно. Тем не менее, чтобы отличаться от деревенских мужиков, носили сабли или шашки. Все дома казаков содержались в опрятности. Общая сибирская страсть — пьянство, обходило казацкие селения стороной. Их обитатели содержали домашних животных, занимались земледелием на отведённых им участках, всеми видами торговли, другим промыслом. В то же время каждый казак был готов по первому зову сняться с насиженных мест и выступить на защиту Отечества, государя-батюшки, выполнение приказов губернатора. В дальнейшем, по свидетельству историков, к казакам стали причислять ссыльных переселенцев. А когда казацкие подразделения расформировали, часть из них осталась в деревнях и занялась крестьянским трудом. Те же, которые жили в городах или переехали в город на постоянное жительство, приписались к мещанам. В Енисейское казачество входили также и те казаки, которых присылали в Сибирь на исправление.

…Шли годы. Менялись власть, обычаи и нравы, но казаки всегда чувствовали себя отдельной частью населения, живших своеобразной жизнью, имевших свои традиции и праздники. После свершения Великой Октябрьской Социалистической революции многие казаки не приняли советскую власть и открыто выступили на стороне белогвардейцев и белочехов, организовавших военный мятеж от Москвы до Владивостока. Что привело к их массовой гибели. Сегодня существует глубоко ошибочное мнение, что В. И. Ленин со своими большевиками, свергнув царя, устроил массовый красный террор, в котором невинно пострадали в том числе и казаки. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уже несколько раз призывал россиян смело смотреть правде в глаза и никогда не искажать историю. А она, говоря коротко, такова: ни В. И. Ленин, ни большевики не свергали царя. В феврале 1917 года произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в ходе которой император Николай второй отрёкся от престола (15 марта по новому стилю), и было образовано Временное правительство, сосредоточившее в своих руках всю власть в стране, подчинив себе даже Синод. Однако министры-капиталисты оказались не способными стабилизировать обстановку. Не смогли они и пообещать народу что-то существенное, чтобы он поверил и поддержал Временное правительство. Воспользовавшись этим и некоторыми другими факторами, В. И. Ленин с сотоварищами при массовой поддержке народа организовал, как он выражался, Октябрьский переворот. Власть перешла к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вполне естественно, люди, захватившие власть, старались изо всех сил удержать её. Те, кто был против советской власти, делал всё возможное, чтобы свергнуть её. Вспыхнувшая вскоре после Великого Октября Гражданская война оказалась немыслимой по масштабу человеческой бойней, в которой брат шёл против брата, родители — против детей, дети — против родителей. Казаки убивали партийных и советских работников, их родственников и тех, кто ушёл в партизаны. Сторонники советов, в свою очередь, убивали казаков и всех, кто с оружием в руках выступал против советской власти. В нашем прошлом нет ни правых, ни виноватых. Это наша история. И принимать её надо такой, какая она есть.

Нам и более молодому поколению трудно судить о Гражданской войне, о том, кто был прав, а кто виноват. Для нас главное на сегодня — не вспоминать обиды, не мстить за поступки дедов и прадедов, а сплотиться как никогда, чтобы пережить трудности, навалившиеся на нас со всех сторон, не позволить зарубежным, мягко выражаясь, недругам подмять Россию под себя. Продолжая разговор о казаках, скажу: их молодому поколению сегодня тоже нелегко. В девяностых годах, после развала СССР и смены общественно-экономической формации в Российской Федерации, возникла юридическая возможность для возрождения и самоопределения казачества. Предполагалось, что за ним сохранится прежнее признание самобытности, следовательно, и права на создание общественных казацких объединений, а также право этих объединений на самоопределение и владение общественными (войсковыми) землями. В дальнейшем понятие самобытного народа по отношению к казакам постепенно нивелировалось, а казачество разделилось на общественное и реестровое. Казачьим обществам и их членам, занесённым в государственный реестр и участвовавшим в несении государственной службы, даже устанавливались льготы. Население страны отреагировало на это быстро и крайне отрицательно. Повсеместно всех без исключения казаков причислили к «государевым слугам» и стали называть «ряжеными». А в отдельных городах не обошлось и без оскорбительных выпадов. Потому многие из них, особенно молодые, чувствуют себя неловко, появляясь в общественных местах в казацкой форме. Люди, живущие в городской и сельской местности, относились бы к казакам более лояльно, если бы получали достаточно информации о их деятельности. Офицеры казачьих обществ России часто говорят об этом, но их пожелания пока не получили должной оценки.

В нашем районе небольшое по численности казачье общество. Как говорит его атаман, депутат районного совета депутатов Иван Иванович Швец, за годы существования станицы сформировался костяк из мужественных, преданных своему делу мужчин, способных возродить и приумножить славные традиции казачества. Постепенно число казаков увеличивается, пополняясь, в том числе, и за счёт молодых. Есть даже несколько женщин, пожелавших верно служить России и казачеству. Товарищем атамана является участник Афганской войны Алексей Николаевич Галбин. Добросовестный, надёжный человек. Ещё один воин-интернационалист  Алексей Анатольевич Пономарёв недавно принял общественную работу в должности председателя районного совета ветеранов. Группа казаков Большеулуйской станицы вступила в дружинники и в этом качестве занимается охраной общественного порядка в селе Большой Улуй. Часть казаков — это ветераны местного отделения милиции (полиции). Все вместе они участвуют во многих мероприятиях, проводимых на уровне района. И не только помогают сотрудникам полиции следить за общественным порядком, но и выполняют другие важные и полезные дела. С большой теплотой отзывается о наших казаках настоятель Никольского храма села Большой Улуй протоиерей Вениамин Ходов. Батюшка говорит, что они не только посещают богослужения, но и по его просьбе помогают решать хозяйственные, некоторые другие вопросы, касающиеся деятельности храма. Атаман казачьего общества Большеулуйской станицы Иван Иванович Швец не любит сетовать на трудности. Он просто упорно работает. Используя старые знакомства и деловые связи, делает всё возможное, чтобы вверенная ему станица всегда была на хорошем счету, уважаема населением нашего района. Само собой разумеется, что экипировка и быт казаков за десятилетия претерпели значительные изменения. Неизменными остаются Вера, Родина, Россия. И приветствия. В зависимости от времени суток говорится: «Здорово дневали!», «Здорово почивали!», «Здорово вечеряли!». А в ответ слышится «Слава Богу!». Значение изречения «Любо!» многие сравнивают с «Ура!».

Завершая повествование о казаках, коротко познакомлю вас, уважаемые читатели, ещё с двумя из них, которые так или иначе связаны с казачьим обществом Большеулуйского района. Это атаман Красноярской региональной общественной организации «Союз казаков Енисея», полковник Анатолий Алексеевич Князьков. Храбрый офицер, талантливый командир, участник боевых действий. За мужество, отвагу, проявление полководческих качеств при планировании боевых операций и в бою А. А. Князьков удостоен государственных наград. Многие казаки уважают полковника Князькова, ценят его усилия по возрождению казачества Красноярского края.

Однажды во время праздничного богослужения в Никольский храм села Большой Улуй вошёл есаул с группой казаков. Он тихо, вполголоса, поприветствовал каждого прихожанина, поздравил с праздником и присоединился к молитве. По окончании богослужения люди спрашивали друг у друга — кто это такой вежливый и внимательный пожаловал в храм. Оказалось, в гости к ним заглянул атаман Ачинского вольного казачьего округа В.Н. Попов с группой сопровождения. С той поры прошёл не один год. И теперь Вячеслав Николаевич время от времени, по просьбе нашего атамана И.И. Швеца или по собственной инициативе регулярно навещает большеулуйцев. Естественно, что в первую очередь всегда заходит в Никольский храм. Например, нынче, в Рождество Христово, он приезжал со специальной миссией: вручил казачьи награды настоятелю Никольского храма протоиерею Вениамину Ходову, меценату Ольге Ивановне Исаковой, группе казаков. Когда есть возможность, есаул В. Н. Попов присутствует на массовом крещении народа в День крещения Руси. И всегда Вячеслав Николаевич — желанный гость для православных верующих, просто добрых и талантливых жителей нашего района.

Николай ЕЛИСЕЙКИН, член Союза журналистов СССР и России, с. Большой Улуй.





 ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:


-а___зи'_ Adobe Flash Player

 НОВОСТИ
 ФОТОРЕПОРТАЖИ

 ОПРОС





Просмотреть все опросы
 ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пн., 12 Ноя. 2018 12:31:10 +0300
Зинаида добавил(а) комментарий к статье: Если хочешь быть здоров – постарайся!
Сб., 03 Ноя. 2018 09:21:37 +0300
читатель добавил(а) комментарий к статье: Коровы у дома
Пн., 29 Окт. 2018 10:44:43 +0300
Наталья Семеновна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Сб., 27 Окт. 2018 08:51:57 +0300
Инна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Пт., 26 Окт. 2018 10:54:43 +0300
Родительница добавил(а) комментарий к статье: Час обеда подошёл, сели школьники за стол


Наверх | На главную
Вести. Общественно-политическая газета Большеулуйского района