Вести. Общестенно-политическая газета Большеулуйского района

Воскресение, 18 Ноября 2018 11:07:05 +0300
  Новости   |   Политика   |   Территория    |   Объявления   |   конкурс   |   Праздник   |   Правосудие   |   Спорт   |   Общество   |   Реклама   |   Актуально   |   Акция   |   Культура   |   Резонанс

Новое Еловке - 120 лет

Каждое село нашей страны, большое или малое, имеет свою историю, которая созвучна с историей великой России


Автор: Администратор   |   05 Дек. 2017    |   Рубрика: История не по учебнику

Для всех нас родные деревни и сёла — не просто место жительства, это общий дом, объединяющий людей разных судеб, характеров, поколений в единое целое.

Селу Новая Еловка в ноябре 2017 года исполнилось 120 лет. И сразу вспоминаются слова нашего районного поэта Александра Панкова, которые он подарил в 100-летний юбилей:

В зипунах домашнего покроя, Из далёких сел, из-за Оки, Шли они на поиск лучшей доли В дальнюю дорогу ходоки. Витебск, Гродно, Псков,                                        Орёл и Вильно, Вот откуда предки наши шли. Так и оказались в прошлом веке На берегу заснеженной реки… Средь лесов на солнечном                                                  пригорке, Как теперь в народе говорят, Деревенька выросла Еловка, Больше сотни лет тому назад!

В то далёкое время, более ста лет назад, Большеулуйская волость Ачинского уезда была малонаселённой. После проведения в 1893 году статистических исследований, на территории Большеулуйской волости были созданы первые переселенческие запасные участки. Среди них и участок Еловый. В 1895 году началось переселение малоземельных и безземельных крестьян из западных губерний Российской империи на малозаселённые, необжитые пустоши в Сибири. Царское правительство всеми мерами поощряло стремление землепашца к переселению — выдавались безвозмездные ссуды на проезд, на прокорм, на новое местожительство. Денежная сумма по тем временам была немалая — хватало обжиться и обзавестись домашним хозяйством. В СИБИРСКУЮ ПУСТОШЬ

Из обращения к господину переселенческому чиновнику по Ачинскому округу от 1897 года стало известно, что журнальным постановлением Енисейского губернского управления землемеру В. Рубинскому было поручено распланирование селения на Еловом переселенческом участке. Прибыв в д. Александровку Большеулуйской волости В. Рубинской узнал, что на Еловом участке переселенцы не живут, и потому просил разрешения прибыть на участок для заключения выводов. В акте окружного землемера Енисейской губернии В. Рубинского от 9 сентября 1897 года говорится, как выбиралось место, «годное для селения». «Первых два по осмотру оказались непригодными. Одно — на месте бывшей заимки крестьянина Дутова неудобно, что вблизи его нет проточной воды. Второе — между речкой Листвянкой и ручьём Еловым неудобно тем, что имеющийся там хребет мал для населения с количеством 233 душ. Осмотром участка выяснилось, что удобнее всего расположить селение по правому берегу реки Листвянки. Недалеко от бывшей заимки крестьянина Дутова. Весь правый берег речки высокий, сухой. Речка Листвянка с чистою, прозрачною, вкусною водою, по берегу её тянется кочковатое болото шириною в сажень 50. Это для будущего селения не представляет никакой опасности, т. к. вода находится между кочек весной, и полагать надо, что с заселением участка кочки и трава отопчутся и болото само собой высохнет». Местность участка Еловый представляла бугристую, обширную возвышенность с широкими полянами. Лесные поляны чередовались полосами не очень густого леса с зарослями черёмухи, красной и чёрной смородины. Описание проектного плана, который рассмотрен и одобрен Межевым отделением Енисейского губернского управления по протоколу от 19 ноября 1987 года за № 42 на устройство деревни Еловой содержало: площадь и место для церкви, место под училище (школу), улицы и проулки, место для кладбища, место под «хлебозапасный магазин», дворы и огороды, конопляники или сады, гумно, место для сборной избы и пожарного сарая.

ДОМОХОЗЯЙСТВА НА ЕЛОВОМ

По имеющемуся предписанию его превосходительства, распределителя крестьян — переселенцев по Енисейской губернии: «Крестьяне, переселенцы, выходцы из одной волости, губернии должны селиться вместе, жить компактно". Так и селились переселенцы селенцы, пройдя регистрацию, с 1897 года на переселенческом участке «Еловый», Большеулуйской волости. Получали деньги на домоустройство, приобретение семян. Дальше определялись с местом для строительства домов. Именно поэтому жители всегда условно делили село на «Гродню» (южная часть улицы Советской), «Орловку» (северная часть улицы Советской), «Прицепиловка» (улица Партизанская), «Оборвановка» (улица Крестьянская). Остальные улицы и переулки в селе появились позже. Первым в списке домохозяев, поселившихся на участке Еловом Большеулуйской волости, Ачинского округа, Енисейской губернии числится (по архивным документам Ачинского городского архива) Фёдор Ильич Кучка, прибывший из Виленской губернии с пометкой «с разрешения» семьёй в составе 9 человек: 8 душ мужского пола и 1 душа женского пола. Хотя из воспоминаний старожилов села известно, что первым жителем был Яков Михайлов. Затем последовали переселенцы из Витебской, Орловской и Гродненской. До сих пор живут потомки первых жителей семей: Беленя, Кардаш, Шиманюк, Зюзя (Зязуля), Яковлевых, Павильч и др. Место было выбрано удачное, удобное для будущего строительства жилья для переселенцев, с открытым обзором окрестностей участка. Вокруг было много дичи, грибов, дикоросов. Люди обжились, разработали землю, справляли свадьбы, рожали детей. Занимались земледелием, животноводством, пчеловодством, охотились и рыбачили. Орудий труда никаких не было. Землю приходилось обрабатывать деревянной сохой, а хлеб убирать вручную — серпами, косами. Обмолачивали цепами, то есть палками. Первый плуг купил Иван Зюзя, а затем они стали появляться на полях других сельчан. Костя, Михаил и Степан Шкляевы сделали первую в селе жатную молотилку для обмолачивания снятого урожая. Старшиной в деревне был Захар Труба. Писарем был Крупский, а потом Михаил Прохоров. Школы в селе первые семь лет не было. Грамотных было два человека — это те люди, которые работали писарями. А так как в Бирилюсском районе уже имелась деревня с названием  Еловка, то свою деревню жители переименовали в Новую Еловку. ДЕРЕВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Когда крестьяне освоили здешние сибирские места, они не забыли о духовном наследии своих предков. Через несколько лет задумали еловцы всем миром построить храм Божий. Так в 1907 году была построена первая церковь. Назвали её Крестовоздвиженской, в честь осеннего христианского праздника Воздвижения, во время которого и воздвигались часовня и кресты. Спустя два года, в 1909 году, церковь сгорела. Не отступились люди от задуманного! До строительства нового здания действовал молитвенный дом, удовлетворяющий духовные запросы крестьян. А в 1915 году, даже ещё не совсем хорошо обустроив свои дома, крестьяне нашего села и близлежащих деревень Александровки и Листвянки стали собирать деньги на строительство второй Ново-Еловской церкви. Затем, как свидетельствуют архивные источники, землеустроительством Енисейской губернии священнику отцу Владимиру Фокину были отпущены авансы на постройку церкви. В городском архиве Ачинска мы можем найти церковные рукописные книги и много другой документации, свидетельствующей о строительстве и функционировании Ново-Еловской Крестовоздвиженской церкви. Рождение детей, крещение, венчание, отпевание. Именно в церковных книгах, документах, сохранившихся в архивах можно найти имена жителей и проследить по важным событиям их жизнь. Но не долго жили селяне под Божьей защитой. В 1924 году безбожники содрали с храма колокол и крест. Новоявленная власть не питала особой симпатии к религии: повсеместно закрывали храмы, совершали надругательства и кощунства над святыней, люто ненавидели служителей культа, поскорей старались избавиться от них расстрелами. В начале 1938 года Новоеловская Крестовоздвиженская церковь по распоряжению вышестоящих властей была закрыта. Плакал народ, особенно старушки. Нашу 

церковь не сберегли. Конечно, она не была ценным архитектурным сооружением, здание было деревянным, но из тёплых, долговечных лиственничных брёвен. В нём не было фресок, но их место занимали иконы, а простые бревенчатые стены создавали ощущение домашнего покоя, так рассказывали местные жители. Иконы — творения церковных художников были простонародны, бесхитростны по композиции, ярки по своим краскам. В дальнейшем церковь приспособили под зерносклад, а с началом Великой Отечественной войны в здании церкви размещались ремонтные мастерские — МТС (СХТ). Большие иконы служили чурбаками — подставками под моторы. Иконы выбрасывали и уничтожали, женщины плакали и старались спасти что можно, некоторые жители взяли небольшие иконки к себе домой на сохранение. В 50-е годы было построено новое здание МТС (СХТ), а в церкви открыли клуб. И вновь в праздники потянулись сюда люди, только не было уже прежнего покоя, праздничного перезвона колоколов. А когда было построено новое здание клуба, в 1987 году, бывшую церковь — стены перенёсшие многое и потемневшие от времени, — снесли. Бескорыстные жители села, верующие люди хранили церковные образа долгие годы, а затем принесли их в дар школьному музею, сохраняющему и по сей день культуру народа. В каждом городе, селе можно узнать об исчезнувшем, к сожалению, историческом памятнике. В нашем селе таким памятником стала церковь. Многие жители района и молодое поколение села уже не помнят, что такое архитектурное строение когдато красовалось на центральной площади села. Сейчас много верующих, которые ездят в районный центр или в Ачинск для того, чтобы покрестить детей, причаститься, повенчаться, поставить свечку за здравие или упокой, заказать молебен отпевания или просто помолиться. Они понимают, что потеряло село. И как никогда приходит понимание, как ценно то, что оставляют наши предки … 

Наталья БОНДАРЕНКО, заведующая Новоеловским школьным музеем. 





 ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:


-а___зи'_ Adobe Flash Player

 НОВОСТИ
 ФОТОРЕПОРТАЖИ

 ОПРОС





Просмотреть все опросы
 ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пн., 12 Ноя. 2018 12:31:10 +0300
Зинаида добавил(а) комментарий к статье: Если хочешь быть здоров – постарайся!
Сб., 03 Ноя. 2018 09:21:37 +0300
читатель добавил(а) комментарий к статье: Коровы у дома
Пн., 29 Окт. 2018 10:44:43 +0300
Наталья Семеновна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Сб., 27 Окт. 2018 08:51:57 +0300
Инна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Пт., 26 Окт. 2018 10:54:43 +0300
Родительница добавил(а) комментарий к статье: Час обеда подошёл, сели школьники за стол


Наверх | На главную
Вести. Общественно-политическая газета Большеулуйского района