Вести. Общестенно-политическая газета Большеулуйского района

Воскресение, 18 Ноября 2018 10:41:22 +0300
  Новости   |   Политика   |   Территория    |   Объявления   |   конкурс   |   Праздник   |   Правосудие   |   Спорт   |   Общество   |   Реклама   |   Актуально   |   Акция   |   Культура   |   Резонанс

Дело техники

Николай Васильевич Шергин родился в Иркутской области, в деревне Барлук, в 1949 году


Автор: Администратор   |   09 Янв. 2017    |   Рубрика: Новости

Когда Коле исполнилось десять лет, его родители переехали в Большой Улуй. Здесь Коля пошёл в пятый класс. 

Новое место жительства, другая школа, новые товарищи, другие возможности для увлечений. Большой Улуй — районное село, даже в те годы оно было приближено к условиям цивилизации. Коля был увлечён техникой. По окончании восьмого класса его родители подарили сыну мотоцикл ИЖ-56 за хорошую успеваемость. Юноша был на седьмом небе от счастья!

В старших классах преподавали такие предметы, как «Сельскохозяйственное оборудование» и «Трактора в сельском хозяйстве». Эти уроки посещали в основном юноши. (У девочек были уроки домоводства). Технические предметы, да ещё со сборкой узлов и агрегатов очень заинтересовали Николая.

А вечером он стал посещать кружок «Токарное дело», в котором получал азы токарной обработки металла и древесины на практике, а не на бумаге. В будущем ему это очень пригодилось.

1966 год, окончена Большеулуйская средняя школа. Последний выпускной экзамен… Николай недолго раздумывал, с чем связать свою трудовую жизнь. Ведь он не зря посещал школьный кружок «Токарное дело».

В Большом Улуе открылись профессиональные курсы в мастерских «Сельхозтехники». На этом предприятии трудилось до 200 человек — слесари, мотористы, токари, жестянщики, кузнецы, сварщики и т. д. У всех была работа. В цехе сборки шёл конвейер — так собирались трактора, были установлены два мостовых крана. В общем, это был мини-завод. После окончания курсов в СХТ, получив удостоверение токаря-станочника, Николай стал работать в мехотряде. О поступлении в институт или техникум не задумывался. Его устраивали интересная работа, дружный коллектив, хорошая зарплата. Рядом родители, друзья, есть свободное время — что ещё нужно молодому человеку, чтобы жить в селе в своё удовольствие?

Пришла повестка: «Вы призываетесь на срочную службу в ряды Советской Армии». …На площади перед военкоматом было многолюдно, шумно и горько. Прозвучала команда: «По местам!»

Через 4,5 часа поезд прибыл в Красноярск. Вагон, где были призывники из Ачинска, подцепили к воинскому эшелону, выходить из вагона запретили. Пообедали, через 30 минут эшелон покатил на восток. На пятые сутки он прибыл в Благовещенск.

Во взводе связи, где служил Николай, 95 процентов парней были из Большеулуйского и Ачинского районов. Никакой дедовщины. За добросовестную и безупречную службу Николай был удостоен благодарности от командования и поощрён краткосрочным отпуском в родные края.

После окончания службы в рядах Советской Армии он вернулся в Большой Улуй. Немного отдохнув, Николай пришёл на работу в родной коллектив «Сельхозтехники». Ему сразу же предложили отремонтировать трактор С-100, чтобы прицепить лопату-бульдозер, а потом расчистить лесной участок для строительства ремонтных и складских помещений. Было много и другой работы, Николай с удовольствием справлялся с тем, что ему задавали, чувствуя себя нужным и сильным человеком, способным на своём отремонтированном тракторе и горы свернуть.

Однажды Николая подвели к колёсному трактору МТЗ-52 и сказали: «Бери, это — твой, вместо С-100!» Трактор был действительно хорош: скоростной, с комфортабельной кабиной, более современный механизм. На МТЗ — 52, прицепив тележку, он перевозил различные грузы для предприятия и колхоза им. Кирова. За успешную работу и трудолюбие неоднократно поощрялся грамотами от правления колхоза и дирекции «Сельхозтехники».

Узнав, что в Большеулуйском СПТУ-65 открылись курсы на К-700 и идёт набор в группу, Николай, не раздумывая, поступил на учёбу. В то время в ДРСУ нужны были такие специалисты, как Н. В. Шергин. В этой организации работали его друзья: Иван Угайнов, Николай Тарасов — механики, Пётр Бантеев — мастер, а позже стал начальником ДРСУ Анатолий Гаврилович Поздняков. Они-то, его друзья, и предложили Николаю работать вместе.

Окончив курсы и получив удостоверение на право эксплуатации К-700, он стал первоклассным трактористом-машинистом. На этом тракторе Николай Васильевич Шергин долгое время выполнял различные дорожные работы в Большеулуйском районе, более 13 лет. К-700 — это не МТЗ –52, это мощная, тяжёлая и скоростная машина. Только одно колесо весит 500 кг! Чтобы его поменять или устранить порез резины, требуются специальные приспособления. На К-700 Николай чистил дороги от снега, на колхозных полях нарезал полосы для снегозадержания. Летом работал на ремонте и строительстве дорог в населённых пунктах нашего района.

Начальство решило модернизировать паромную переправу. Раньше паром на реке Чулым передвигался за счёт мускульной силы паромщика. Это был трудоёмкий и очень долгий способ передвижения от одного берега до другого. Суть модернизации — использование механической силы. Катер должен был толкать паром, это намного быстрее, в день будет перевезено больше людей и грузов.

Были разговоры о строительстве моста на сваях через Чулым, составили проект, определили смету и оценку будущих работ, провели геофизические и геологические изыскания, нашли организацию, которая бы построила мост. Но… Все затраченные финансовые и физические средства, канули, как говорят, в воду. Мост так и повис в воздухе…

Итак, по специальному заданию на паромной переправе стал работать Николай Васильевич Шергин в качестве рулевогомоториста. Ему доверили этот участок сложной и ответственной работы потому, что он был человеком исполнительным, а специалистом — умелым. Процесс передвижения на воде был таким: катер толкал паром с людьми и техникой на переправе: берег  левый, берег — правый. Перевозка осуществлялась за 20 минут (один рейс). Хорошо, если нет ветра, тогда и паром бежит навстречу берегу. А когда ветер, да ещё дующий с верховий, то движение парома замедляется, при сильном же ветре приходилось пережидать, ловить «окна» между порывами…

Так бы продолжалось долго, если бы не светлые умы в эшелонах районной власти, решившие увеличить пропускную способность речной переправы. Дело в том, что в период битвы за урожай намного возрастало движение техники, понятно, что в такой период паромщику трудно справляться с объёмом работы на реке, которая напрямую зависит от погодных условий. Николай Васильевич на своём катере с экипажем помогал дорожникам устанавливать и разбирать наплавной понтонный мост.

Зимой он был занят токарной работой в мастерских ДРСУ. Он был востребован как специалист и мастер своего дела. Пришлось поработать и машинистом погрузчика. Летом грузил самосвалы в песчаных карьерах под Климовкой, Турецком, Берёзовской и из буртов, куда завозили песок для складирования. Работа на погрузчике требует большого внимания, точного расчёта, быстрой реакции. Если не учитывать этого, то можно сломать борт самосвала, повредить механизм или просто высыпать песок мимо. Потом Николай Васильевич трудился и на КДМ, МАЗе, ЗИЛе-130, ГАЗе-53.

За плечами — большой стаж работы, неоценимые знания, уважение бывших коллег и товарищей. Есть дети, внуки, внимание родных и близких. Есть просто жизнь труженика, для которого настало время заслуженно отдыхать.  

Василий НАЙМУШИН, 





 ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:


-а___зи'_ Adobe Flash Player

 НОВОСТИ
 ФОТОРЕПОРТАЖИ

 ОПРОС





Просмотреть все опросы
 ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пн., 12 Ноя. 2018 12:31:10 +0300
Зинаида добавил(а) комментарий к статье: Если хочешь быть здоров – постарайся!
Сб., 03 Ноя. 2018 09:21:37 +0300
читатель добавил(а) комментарий к статье: Коровы у дома
Пн., 29 Окт. 2018 10:44:43 +0300
Наталья Семеновна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Сб., 27 Окт. 2018 08:51:57 +0300
Инна добавил(а) комментарий к статье: Ностальгия о хлебе
Пт., 26 Окт. 2018 10:54:43 +0300
Родительница добавил(а) комментарий к статье: Час обеда подошёл, сели школьники за стол


Наверх | На главную
Вести. Общественно-политическая газета Большеулуйского района